В терминологии Logitech это iFeel – выдача вибрации различной амплитуды и ритма. Как–то, начитавшись обзоров, купил Logitech iFeel MouseMan и попробовал играть – большего разочарования трудно представить. Мышь тяжелая, неудобная, iFeel невыразительный. Через полчаса заболела кисть, чего никогда не случалось. Это было давно и я благополучно забыл этот страшный сон. П одробнее о технологиях "Feedback" (отдача) можно почитать на сайте Immersion. Недавно мне попался на глаза виброзвонок от какого–то сотового телефона и появилась мысль – получить аналогичный эффект, но без жутких драйверов Immersion. Сделал схему, фильтрующую НЧ составляющ ие и отправляющую их на виброзвонок.
Схема
состоит из двух
частей – фильтр низких
частот (ФНЧ) на первой
половине LM358 и
усилителя-выпрямителя
на второй половине LM358. ФНЧ
выполнен
на C3,
R3, C4, R4; цепь
R1, R2,
C1 задает смещение
1/2 питания
для нормальной
работы фильтра.
Резистором R9 регулируется
уровень сигнала. Конденсатор C2
снимает постоянную составляющую и
на вход выпрямителя
приходит
переменное напряжение с нулем на
земле.
Это весьма
удобно, т.к. надо
получить на
выходе не переменный,
а выпрямленный
сигнал. Выпрямитель
берет обратную
связь с выхода,
что уменьшает вредоносное влияние
виброзвонка. У меня применен
виброзвонок с внутренним
сопротивлением
по постоянному току 30 Om,
рабочее
напряжение 3V.
Выпрямленное напряжение не сглаживается
конденсаторами и
это сделано специально
– так
меньше
инерционность и как–то
сказывается ритм, форма
и частота на характер
вибрации.
Конденсаторы и резисторы
могут быть любыми,
только
C3 должен быть с малым
током
утечки, т.
е. не электролитический. Транзистор
Q1 любой
npn, Q2 любой
pnp но
с "средним"
током коллектора
(0.3–2A). Совсем
слаботочный на Q2 лучше
не ставить, ведь он
обеспечивает ток виброзвонка.
Сам
виброзвонок на 3–5V с не
очень
большим током,
ведь мощность USB не
беспредельна. У
меня вся схема
размещена в
самой мышке,
регулятор уровня
внизу слева и
не мешает игре, что
удобно для регулировки во
время игры. Виброзвонок
при
клеен к внутренней стороне верхней крышки
mouse,
там же
и схема. Прижим виброзвонка
может не
дать надежного механического
соединения, ведь
уровень вибрации
весьма значителен.
При добавлении схемы
общий вес мышки практически
не изменился.
Когда-то давно
я удлинил кабель
мышки
плетеным поводом, теперь один из
этих
поводков использован
под передачу audio-сигнала. Плетеный
провод я
делал потому, что
так провод
мягче и
почти не
заметен при игре.
Для подключения к звуковой
плате придется сделать переходн
ик-удлинитель и с него
снять
сигнал в мышку. Можно взять
с
левого или
правого канала, а можно
с их
полусумм – я
поставил по
резистору в
10K в
каждый выход (левый
и правый), а среднюю
точку подключил к mouse.
Провод от звуковой
карты к мышке лучше вести экранированным
кабелем,
его экран
заземлить на стороне звуковой
карты и
ни в коем
случае не
соединять с
землей мышки!
Если это не
выполнить, то можно получить
большой уровень шумов и
помех в звуковой
карте.
У приведенного способа масса недостатков:
-
большое время
до начала вибрации (механическая
инерция виброзвонка)
- еще большее
время
послезвучания по окончанию
звука.
-
маленький диапазон уровней
громкости вибрации.
- при
включении питания издает вибрацию
на 1–2 секунды.
Можно
устранить некоторым усложнением схемы.
Некоторые
достоинства:
- очень
легкая конструкция, практически не
утяжеляет мышь
- достаточно простая
схема
-
отсутствие драйверов,
patch'ей и
прочего.
Есть игры,
в которых эффект вибрации
лучше, а есть те,
где "неудачно". К
первым
я бы отнес UT и
UT2003,
остальные "по–разному".
Рекомендация – делайте уровень
громкости музыки
в 2 раза
тише эффектов,
тогда музыка
не будет
вызывать вибрации. Кстати,
попутно получился интересный эффект
– когда в Хром'е
я зашел в
машинный
зал с постоянно лязгающими агрегатами,
то
мышка начала
вибрировать. Схема собрана несколько
дней назад
и когда у
меня ее
брали посмотреть,
то явственно
почувствовал, как "чего–то
не хватает". Такой пустяк,
а уже привык. Для
дальнейшего развития надо
попробовать
заменить виброзвонок на вибродинамик. Это
линеаризует
уровни в
ибрации и сами вибрации станут
"правильнее", но
вызывает тревогу возможный
вес конструкции.
На Форум